Новости

Информация о результатах деятельности НАНУ и ГКАУ за 2015 г.

Разработаны методологические основы получения тонкодисперсных сред методом кавитационно-импульсной обработки разных материалов, построена математическая модель, рассчитаны конструктивные параметры и изготовлена кавитационно-импульсная установка, испытания которой подтвердило высокую ее эффективность. В кавитационно-импульсную установку интегрированы три новые кавитационно-импульсные диспергаторы одного типа, но разных конс-труктивних параметров. Это позволяет изменять режимы кавитационно-импульсной обработки твердой фазы в потоке двухфазной среды путем изме-нения количества одновременно работающих диспергаторов, их очередности и входного давления (слайд).

Слайд

Информация о результатах деятельности НАНУ и ГКАУ за 2009-2014 гг.

В условиях физико-химического моделирования взаимодействия космического аппарата (КА) с ионосферой Земли на плазмодинамическом стенде, являющимся национальным достоянием, обнаружен синергетический эффект воздействия потоков атомарного кислорода и ультрафиолетового излучения солнечного спектра на ускоренную деградацию полимерных материалов КА. Показано, что при эксплуатации КА более двух лет на высотах выше 400 км темпы деградации геометрических, весовых и термо-оптических характеристик полимеров увеличиваются в несколько раз и, как следствие, уменьшается срок эксплуатации КА. Получены зависимости, позволяющие прогнозировать изменение свойств полимеров на орбите (слайд 1).

Слайд 1

В условиях физического моделирования взаимодействия «КА - плазма» и движения космических аппаратов в ионосфере Земли на высотах от 800 до 1000 км и в межпланетном пространстве определены кулоновские и магнитные составляющие коэффициентов силы сопротивления и подъемной силы «намагниченной» сферы в гиперзвуковом потоке разреженной плазмы. Показано, что вращение вектора собственного магнитного поля тела относительно вектора скорости потока плазмы позволяет реализовать режим динамического взаимодействия в системе «КА - плазма» с ненулевым аэродинамическим качеством, а также режимы эффективного торможения и ускорения КА в условиях движения под «магнитным парусом» в ионосферной плазме и в плазме солнечного ветра (слайд 2).

Слайд 2

Институт является лидером в Украине и за рубежом по теоретическим исследованиям по решению проблемы обеспечения продольной устойчивости многоступенчатых жидкостных ракет-носителей. В 2009-2014 гг. Выполнен теоретический анализ динамических свойств жидкостной ракетной двигательной установки первой ступени и конструкции корпуса ракеты-носителя «Антарес», разработанной по заказу Orbital Sciences Corporation (США), проведены теоретические исследования продольной устойчивости новой жидкостной ракеты-носителя космического назначения на активной части ее полета, выполнен теоретический прогноз продольной устойчивости новой многоступенчатой жидкостной ракеты-носителя космического назначения «KSLV-II». Разработан ряд рекомендаций по решению проблемы обеспечения продольной устойчивости этих ракет-носителей.

Слайд 3

Разработана конструкция и изготовлен ряд подвесок кресел водителей транспортных средств различного назначения. Проведены экспериментальные исследования указанных подвесок и получены результаты, свидетельствующие о том, что предложенные новые конструкции пневматических подвесок по своим динамическим свойствам превышают лучшие, весьма сложные, пневматические подвески известных мировых фирм Sears Seats (США) и Grammer (Германия), как с пассивной, так и с полуактивной и активной системой виброзащиты. Экспериментальные образцы кресел с установленной в них виброзащитные системой внедрены в ГП «ПО« ЮМЗ » (слайды 3, 4).

Слайд 4

В ИТМ НАНУ и ГКАУ разработано научно-методическое обеспечение, не имеющее аналогов в Украине, для комплексного решения задач аэродинамического проектирования компрессорных решеток. Разработаны научно-методическое и программное обеспечение для расчета параметров пространственных турбулентных трансзвуковых потоков воздуха в компрессорных ступенях авиационных газотурбинных двигателей и программно-методическое обеспечение для аэродинамической оптимизации лопаточных венцов. Указанные разработки используются одним из ведущих в мире предприятий-разработчиков авиационных двигателей ГП «Ивченко-Прогресс» при проектировании лопаточных венцов компрессоров газотурбинных двигателей. В частности, была спроектирована решетка направляющего аппарата последней ступени осевого компрессора наземной газоперекачивающей установки (слайд 5).

Слайд 5

С целью обновления парка железнодорожных грузовых вагонов на железных дорогах Украины продолжено внедрение предложенной ИТМ НАНУ и ГКАУ комплексной модернизации типовых тележек грузовых вагонов, что позволяет улучшить показатели их динамических качеств, безопасность движения, уменьшить износ колес и рельсов. При этом стоимость вагона увеличивается всего на 2-3%, а ресурс деталей, которые наиболее изнашиваются, возрастает в несколько раз, отдельных узлов - более чем в 10 раз. В настоящее время на железных дорогах Украины уже эксплуатируется более 23 000 полувагонов с модернизированными тележками (около 33% парка полувагонов). По украинской технологии модернизированы также тележки грузовых вагонов на железных дорогах Белоруссии (1000 тележек), Казахстана (500 тележек) и России (200 тележек) (слайд 6).

Слайд 6

В рамках научно-технической программы ЕС «7 Рамочная программа» институт выполняет проект LEOSWEEP, в котором принимают участие: Инженерно-строительная компания (SENER Ingenieria y Sistemas, Испания), Мадридский политехнический университет (Испания), TransMIT Gesellschaft fuer Technologietransfer mbH (Германия) , Немецкий центр авиации и космонавтики (Германия), Саутгемптонский университет (Великобритания), Национальный центр научных исследований (Франция), Частная португальский аэрокосмическая промышленная компания «DEIMOS ENGENHARIA SA» (Португалия). Проект LEOSWEEP направлен на создание условий, обеспечивающих в ближайшем будущем проведения работ по удалению крупномасштабного мусора с помощью технологии, использующей ионный луч для создания сил торможения и последующего отвода фрагмента космического мусора с орбиты (слайд 7).

Слайд 7

© 2001 - 2011 Институт технической механики НАНУ и ГКАУ